Опросы методом «снежного кома» (snow-ball)
Применение
Исследования методом «снежного кома» применяются тогда, когда представителей изучаемой совокупности трудно отобрать другими методами или доступность респондентов ограничена и к ним можно обеспечить доступ только через доверенных лиц, либо в том случае, если необходимо сократить время и затраты на проведение опроса и при этом условия выборки могут быть соблюдены. Трудности возникают либо из-за малочисленности самой выборочной совокупности, либо из-за сложности выявления тех, кто в нее входит. Вот несколько примеров таких совокупностей: эксперты в некоторой области (по демографическим проблемам, по утилизации ядерных отходов), люди с очень высоким уровнем доходов, обладатели определенных пластиковых карт, автовладельцы редкой марки и модели автомобиля и др.
Методика
Метод получения выборки основан на том, что почти каждый представитель целевой группы может назвать еще одного или нескольких человек, которые в эту группу входят. Поэтому сначала интервьюеры специальными методами ищут первых респондентов, а те, в свою очередь, подсказывают, кого еще можно опросить. В результате число опрошенных растет, как снежный ком. Отличается достаточно большой свободой по месту проведения. Однако при этом необходимо, чтобы соблюдались комфортные для респондента условия, обеспечивая интервью требуемой длительностью.
Достоинства методики
- «Снежным комом» опрашиваются, как правило, труднодостижимые целевые группы, потому что узконаправленный отбор, например, маршрутным поиском, будет очень трудоемок и затратен
- Достаточно высокая достоверность ответов
- Относительно высокая скорость проведения работ.
- «Цепочка» или «ком» от одного респондента не обязательно может быть строгой, она может прерываться или можно искать респондентов от разных людей, тогда цепочки не будет вообще.
Недостатки методики
- В связи с тем, что целевая группа мала или труднодостижима, этот метод достаточно дорогостоящий
- Поиск труднодоступной целевой группы может быть затруднен
- Раскручивание «кома» от одного человека может исказить выборку, т.к. это будут люди с примерно одинаковым уровнем дохода, похожими потребительскими предпочтениями, они могут быть знакомы между собой и т.д. Для этого «цепочку» от одного человека ограничивают.