…сознает, насколько опасен подобный подход».
СНГ и Россия: общественное мнение
Таков взгляд извне. А изнутри? «Вот уже двадцать лет мы изучаем отношения на постсоветском пространстве, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук. – Но так уж всегда бывает в социологии: как вопрос сформулируешь, такие данные и получишь. Каждый год мы просим россиян оценить основные международные организации. Так вот, наиболее позитивно россияне смотрят на те организации, в которые входит Россия. Причем, не просто входит – Россия входит, например, в ООН и даже в Совбез…» «Нет, – констатирует Ольга Каменчук, – речь идет о менее аморфных организациях. Скажем, жители России весьма позитивно оценивают ШОС или ОДКБ. Но первое место по положительным оценкам среди этих организаций занимает СНГ: в прошлом году – 67%! Правда, в 2005м – было 73%. Как видите, снижение есть. Но об обвале пока говорить не приходится. А главное – СНГ все равно пока лидирует».
Лидирует – над кем? «Интересно, – рассказывает социолог, – что второе место в списке занимает Евросоюз: его положительно оценили 55% опрошенных. А на третьем месте – таможенный союз России, Украины, Беларуси и Казахстана: половина опрошенных».
А другие международные организации? ООН, оказывается,особой популярностью не пользуется: «Нашим соотечественникам, – продолжает Каменчук, – не очень понятно, чем эта организация занимается или, по крайней мере, какова наша роль в ее работе. И если в 2005 году две трети россиян позитивно оценили ООН, то сегодня так настроены лишь 45% жителей РФ. Правда, с ВТО, куда мы так долго пытаемся вступить, дело обстоит еще хуже: 43%. Ну, а на последнем месте – с большим отрывом от остальных – находится НАТО: не более 22% россиян оценивают альянс положительно. А вот отрицательно к нему отнеслись 49% опрошенных».
«Впрочем, – подчеркивает социолог, – вопрос ведь можно поставить и по-другому: какое место занимает СНГ среди других организаций, объединяющих бывшие советские республики. И здесь – совершенно иная ситуация. Мы задаем этот вопрос каждый год, и в последний раз сделали это около двух месяцев назад. Сформулирован он был так: “В какой стране вы хотели бы жить?” И вот результат: каждый третий ответил, что хотел бы жить в своей собственной стране – без объединения с какой-либо иной и без вхождения в тот или иной союз государств. Каждый пятый предпочел бы воссозданный Советский Союз. На третьем месте – большая четверка: объединенный союз (скажем, таможенный) России, Украины, Беларуси и Казахстана (17%). И только на четвертом месте – СНГ: каждый десятый. Как в том анекдоте: если мы сравниваем с антагонистами, то получается одна картина. А если с чем-то родным и близким – совсем другая. Да, люди воспринимают СНГ как интеграционный проект, но большой перспективы в этом проекте не видят…»
Призрак империи
Таковы факты. А их осмысление? «Само существование СНГ сегодня, – следствие русского национализма, – считает Дэвид Саттер. – Реальные проблемы сотрудничества вовсе не требуют проведения коллективных саммитов: двусторонних отношений вполне достаточно. Но Россия по-прежнему стремится убедить всех в своем великодержавии. И ключевую роль здесь играет русская имперская психология, развивавшаяся на протяжении столетий, и, увы, не претерпевшая принципиальных изменений после распада Советского Союза. Не только российский режим, но и российский народ хочет чувствовать, что Россия – по-прежнему великая держава, и что другие страны по-прежнему уважают ее. Точнее – не только уважают, но и боятся».
«Я не вижу сильного имперского мотива во внешней политике сегодняшней России, – возражает Томас Грэм. – Россия ведет себя как нормальная великая держава. Конечно, она хотела бы распространить свое влияние на соседние территории. Но она вовсе не стремится их контролировать, т.е. отвечать за их политическое и социально-экономическое развитие – как это было во времена СССР или Российской империи. Но существует общее наследие Советского Союза, и это – реальность, даже несмотря на то, что постсоветские страны развиваются по-разному. Поговорить, обменяться мнениями – почему нет? Другое дело, как устроен сам институт СНГ: много разговоров и очень мало действий».
Афганский фактор: угрозы и прогнозы
О географии внешних вызовов, бросаемых сегодня постсоветским государствам, долго спорить не приходится. «Приближающийся вывод американских войск из Афганистана окажет огромное влияние на положение в Центральной Азии, – убежден Томас Грэм, – как, впрочем, и на все соседние государства, включая Индию, Пакистан, Иран. И, разумеется, на Россию. Но вот вопрос: какое отношение это имеет к Украине или к Беларуси? Их интересы вывод американских войск не затронет никак. Конечно, площадка для обсуждения проблем вокруг Афганистана нужна. Но почему именно СНГ? Есть и другой вариант: ШОС. Включающий все центральноазиатские страны, кроме Туркменистана. И это гораздо более подходящая площадка, чем СНГ».
И все-таки: каков прогноз?
«Все будет зависеть от того, как будут выводиться войска, – продолжает Грэм. – И в частности, от того, какие структуры будут построены к тому времени. От того, какие региональные договоренности будут заключены, – как внутри Афганистана, так и вокруг него. Но, честно говоря, сценария, при котором в Афганистане будет создано дееспособное государство, я не вижу. А раз никаких договоренностей и серьезных институтов не будет – значит, будет нестабильность. Где конкретно? Скажем, в Ферганской долине».
«Уход американцев из Афганистана все-таки не предрешен на 100%, – подчеркивает Дэвид Саттер. – Потому что сделать это значит создать чрезвычайно опасную ситуацию. Ведь ни Таджикистан, ни Кыргызстан не располагает вооруженными силами, способными противостоять Талибану. И это притом, что власти Кыргызстана предоставили в распоряжение США военную базу на своей территории! В общем, если вывод войск все-таки произойдет, то России и другим странам СНГ придется, вероятно, серьезно задуматься о механизмах борьбы с Талибаном. Поскольку России, где проживает не один миллион мусульман, едва ли будет по душе перспектива увидеть на своих рубежах радикально мусульманские режимы. И в этом случае совместные военные действия могут стать реальностью».
P.S. В пятницу 2 сентября Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон приняли решение о продлении срока дислокации российской военной базы на территории Таджикистана на сорок девять лет. Напомним, что речь идет о самом крупном соединении вооруженных сил РФ за пределами страны.
Руслан АБЫЛ. сбегілік - кк тркіні тл нері (17 фото)
Адамзат тарихындаы елеулі жаалытарды бірі – сбегілік. Бізді дуірімізге дейінгі уаытта Тран даласында тамырын жайан ежелгі халы, азаты жне баса тркіні орта бабалары адамзаттаы алашы сбегілер еді. Кшпенділер десек кз алдымыза жйріп тлпар мінген, бес аруы сай, олында ыраны, асында ерткен тазысы бар туелсіз жауынгер халы елестейді. ткенге деген рметіміз шпесін десек бабадан мраа алан нерді алаана салып аялап, ары арай дамуы шін демеп, олдау крсету мемлекеттік дегейдегі мддеміз болуы керек деп ойлаймын. йтпесе тл нерімізді еншілегісі келіп жргендер аз емес. Еділ аан (Аттила) еуропаны жаулаанда зімен бірге ала баран мдениетті бір блшегі сбегілік еді. Оны байраындаы Трыл (ара сар) еуропалытара сер еткені соншама, азір еуропалы сбегілер саяткерлікті аза-ырыз сбегілеріні тсіне кірмеген дегейге жеткізді. аза, ырыз, мыл сбегілеріні саны клемі Жетісуды жеріне де жетпейтін елдердегі саяткерлерді саныны шаына іле алмайды. рине, бан бізді халымызды кінлау да орынсыз болар. сбегілікті ойып тілімізден айырылып ала жаздаан асіретті кндерді бастан кешірдік ой.
Бгінде шын мнінде ыран стар сн-салтанатынан айырыла бастады. Кезінде Марко Поло былай ханны мыдаан нкерлімен бірге айлар бойы саят жасайтыны туралы жазаны бгін бізге аыздай болып естіледі. сбегілік нер десе нер, спорт десе спорт, с адамны адал досы. Біз бабаларымыздан алан мраларды дамытпаса рухани мгедек болып ала береміз. сбегілікті мемлекеттік олдау арылы біріншіден, батысты серіне ттеп береміз, екіншіден ішкі-сырты туризмді дамытамыз. Еуропа, араб сбегілеріні арыны тым атты. Олар интернетті мыты насихат ралына айналдыран. Саятшылы туралы, рал-жабдытар туралы, бзелдер туралы мыдаан сайт бар. Жаында «сбегілік: кбейту, ветеринария» атты халыаралы семинар ткіздік. Оны йымдастыруа кп кш жмсаан азастан бркітшілер федерациясыны вице-президенті Баыт арнабаев аамыз. Сол семинар барысында еуропалы ріптестерімізден талай ты дние естіп таырап алды. сты баптауды, зар кйіне келтіруді азаы дістерінен блек кп айла амалдар бар екен. Мселен, киіз й секілді дгелек блмені ортасына екі-ш адамны шаы зер жететін лкен баана секілді дние орнатылады. с «жерді шетін» іздеп иллюзия серімен баананы айналып ша береді. Сйтіп сбегіні олы зарып, дала кезіп жрместен имаратты ішінде-а «кжендетін» алаан уаытта жаттытыра береді. арап отырсаыз йді дгелек болуыны да сыры бар секілід. Кшпенділерден баса йіні формасы дгелек халы жо. Ммкін мндай тсілді брыны бабаларымыз да олданан шыар. Біз кп дниені мытып, уысымыздан шыарып алды емес пе.
Былтыр ЮНЕСКО сбегілікті «Адамзатты материалды емес рухани мрасы» деп таныды. Еуропа сбегілікке атты кіл бліп отыраны соншама, «Халыаралы сбегілер Фестивалін» йымдастырып, 77 елден келген саятшыларды басын осты. Осы орайда кілді кдік жайлайды. Немістерді ымызды патенттеп аланы секілді бабамыздан алан асиетті мраа таы да згелер иелік етіп шыа келмей ме?!
ыранны айталанбас самауы адама асыл эмоциялар сыйлайды. сбегілік адамды табиата бір табан болсын жаындай тсіреді. Тепе-тедікті алыпан келтіреді. Мысалы, мергенні оынан аман алу ммкін болмаса, сты шабуылынан улыын асырып тылып кетуге адарды ммкіндігі бар. сбегі болу екіні біріне бйырмаан баыт, біра сбегілікті ызыын тамашалауа екіні біріні олы жетеді. Саяткерлік айналысан адама да, тамашалаушы жрта да лкен лззат сыйлайды.
азір елімізде сбегілікті дамытуа жекелеген адамдар мен оамды йымдар кп лес осып жр. Шетелдік ріптестерімізбен жасы байланыс орнатылып трлі шаралар іске асырылуда. Жаында Алматыда «Халыаралы сбегілер семинарын» ткіздік. Оан йгілі сбегі-эксперт білха Трдыбаев атамыз да атысты. Сондай-а, «Кшпенділер атамрасы» атты оамды ор саятшылы пен сбегілікті насихаттау шін жмыстар атарып жатыр. Атаратын жмыстар, шешімін кткен мселер шаш-етектен. кінішке орай, бізді сбегілерімізді олдау аз. Занамалара згерістер енгізуге мрынды болып, азіргі заман технологияларын сбегілікке тиімді пайдалану, ыран старды белгілі трлерін есепке алу, питомниктер ашу, ксіби мамандар дайындау, матераилды базаны жасарту, шет ел саятшыларымен барынша байланыс орнатып, интернетте аза сбегілерін насихаттап, туристік фирмаларамен келісе отыртып шетел саяхатшыларын тарту, ыран тарс ветеринариясын дамыту алдымыздаы лкен жоспарларымыз.
аза сбегілері лемге танылып, саят неріні шыан тегі Тран даласы туралы бкіл лем білетін кнге де жетерміз деп міттенеміз! Жаратан иеміз жар болсын!
Прайс-лист о наличии
саженцев в ТОО «Кондратовский ОПЛП» весна 2012 года
№ п/п
Порода
Возраст
Высота (м)
Размеры кома (м)
Цена 1шт. в тенге с НДС
Саженцы с комом земли
1
Боярышник
4-5
6-7
1-1,5
1,5-2
0,5х0,5х0,5
0,7х0,7х0,7
4600
5758
2
Береза бородавчатая
3-4
5-6
1-1,5
1,5-2,0
0,5х0,5х0,5
0,5х0,5х0,5
2540
4860
3
Вяз
4-5
2-2,5
0,7х0,7х0,7
5746
4
Дуб черешчатый
4-5
0,5х0,5х0,5
4100
5
Ель тяньшанская
12
14
до 1 м
1-1.5
0,5х0,5х0,5
15000
20000
6
Ель обыкновенная
Ель обыкновенная (подгон)
17
свыше 20 лет
5-7
1,0х1,0х1,0
27115
35400
10000
7
Ива древовидная
3-4
5-6
1-1,5
1,5-2,0
0,5х0,5х0,5
0,5х0,5х0,5
3550
4600
8
Клен канадский
5-7
1,5-2,0
0,5х0,5х0,5
6534
9
Клен татарский
4-5
7-8
1,5-2,0
2,0-3,0
0,5х0,5х0,5
0,7х0,7х0,7
5514
10
Клен ясенелистный
4-5
2,5-3
0,7х0,7х0,7
5624
11
Клен Гинала
4-5
1,0-1,5
0,5х0,5х0,5
4600
12
Кедр
11-12
0,5-0,7
0,5х0,5х0,5
8200
13
Лиственница сибирская
9-10
6,0-8,0
12100
14
Липа
5-6
0,7-1,0
0,5х0,5х0,5
5250
15
Рябина обыкновенная
4-5
6-7
10-12
13
1,0-1,5
2,0-2,5
3-5
5-6
0,5х0,5х0,5
0,7х0,7х0,7
0,9х0,9х0,9
1.0х1.0х1.0
4850
8350
11690
16764
16
Сосна с комом при прореживании
3-5
до 1 м
0,3х0,3х0,3
3050
17
Сосна обыкновенная
3-4
5-6
7-8
до 1 м
1-1,5
1,5-2
0,3х0,3х0,3
0,5х0,5х0,5
0,6х0,6х0,6
4650
8725
10000
18
Сирень обыкновенная
3-4
5-6
1,0-1,5
2,0-2,5
0,5х0,5х0,5
0,9х0,9х0,9
3565
5158
19
Черемуха Виргинская
3-4
5-6
1,5-1,5
1,5-2,0
0,5х0,5х0,5
0,8х0,8х0,8
4300
4750
20
Ясень
4-5
1,0-1,5
0,5х0,5х0,5
5514
21
Яблоня сибирская
4-5
10-12
До 1,0
4,0-5,0
0,5х0,5х0,5
0,9х0,9х0,9
4650
11690
Саженцы с открытой корневой системой
1
Акация (сеянцы)
Акация
2
4-5
30-40
80-1 м
18
280
2
Арония (сеянцы)
Арония
2
3
5
30-40
до 1 м
20
340
670
3
Боярышник кр. красный (сеянцы)
Боярышник кр. красный
2
3
5
30-40
50-80
1 м-2 м
20
325
565
4
Бузина кр. красная
2
3
30-40
1,5м-2 м
325
565
5
Вишня Бессея (сеянцы)
Вишня Бессея
2
4
5
30-40
40
50
15
425
565
6
Вишня степная (сеянцы)
2
30-40
15
7
Вяз обыкновенный
3
125
8
Груша уссурийская
3
30-40
265
9
Дерен белый (сеянцы)
Дерен белый
Дерен белый
2
4
5
30-40
40-50
60-80
15
325
465
10
Дуб черешчатый (сеянцы)
Дуб черешчатый
2
4
5
15-20
30-40
20
900
1100
11
Жимолость татарская (сеянцы)
Жимолость татарская
2
3
4
30-40
-
60-70
18
125
465
12
Ива древовидная
2
6
225
600
13
Ирга
3-4
5-6
30-50
2-2.5
425
565
14
Спирея (сеянцы)
Спирея
Спирея
2
4
6
40-50
60-1.0 м
15
240
465
15
Клен ясенелистный (сеянцы)
Клен ясенелистный
2
3
4
5-6
30-50
50-60
60-80
1 м-1.2
15
120
240
400
16
Лох узколистный
3-4
240
17
Малина
2
1,0-1.2
150
18
Миндаль степной
2-3
4-5
30-40
70
370
19
Облепиха крушиновидная (сеянцы)
2
30-40
70
20
Клен татарский
3-4
50-80
125
21
Роза морщинистая (сеянцы)
2
20-30
30
22
Рябина обыкновенная
2
5
7
40
60-80
80-1.0
70
1500
1850
23
Сирень венгерская (сеянцы)
Сирень венгерская
2
3
4
20-30
30-40
до 1м
25
325
465
24
Смородина золотистая (сеянцы)
Смородина золотистая
2
4
30-40
50-60
25
125
25
Смородина черная
4
150
26
Терн
1-2
3-4
30-40
40-60
20
310
27
Тополь бальзамический
7
2.0-3.0
500
28
Черемуха виргинская
3
5
6-7
30-50
до 1.0
1.0-2.0
550
900
1450
29
Яблоня культурная
2
850
30
Яблоня сибирская (сеянцы)
Яблоня сибирская
2
3
5
-
-
2.0-2.5
40
225
500
600
31
Ясень (сеянцы)
2
4
20-30
30-50
20
310
*Упаковка и погрузка товара входит в стоимость продукции, доставка производится самовызовом..
ТОО «Кондратовский ОПЛП» не несет после продажной гарантии.
Реквизиты: ТОО «Кондратовский опытно-показательный лесопитомник»
Расчетный счет KZ 08319S010000409590, в СК ф-л АО «БТА Банк» г. Петропавловск, Код-17
БИН 071140009252 от 09.11.2007 г, БИК ABKZKZKX
РНН 480200211015
Свидетельство о регистрации: НДС 48001 № 0001108 от 14 июля 2009 г.
Телефон 8-(71538)- 5-17-36 с г.Петропавловска
Директор ТОО «Кондратовского ОПЛП» Подолей Александр Григорьевич
Автор: Предложил: Ерболат 11.05.2012 13:28
Открытия в области древней и средневековой истории Казахстана стали возможны благодаря тщательному анализу письменных источников на разных языках, а также вследствие новых археологических находок. Научные экспедиции Института востоковедения были проведены в рамках государственной программы «Мдени мра».
В области древней и средневековой истории, казалось бы, многое уже известно. Однако именно в этой сфере научного знания каждое последующее поколение исследователей делает новые открытия. При всем многообразии и уникальности культурного наследия нашей богатой земли в этой публикации мы рассмотрим роль и место одного города, известного во времена Тюркской империи как «страна Аргу-Талас» (современный город Тараз). Представленные ниже образы древнего Таласа проливают свет на духовную жизнь тюркского общества VII–IX веков.
В истории Казахстана культурный синкретизм всегда являлся одним из важных аспектов взаимодействия – в древние и средние века на нашей земле была выработана своя неповторимая линия исторического развития. Люди того времени развили устойчивые формы хозяйственной деятельности и внутреннюю духовную целостность...
Большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь, который стал важным каналом распространения мировых религий на территории Казахстана: зороастризма, манихейства, ислама, буддизма и христианства. Религия в древней и средневековой культуре Центральной Азии занимала значительное место, о чем свидетельствуют письменные источники религиозного характера, обнаруженные на ее территории. Эти письменные артефакты сегодня признаны достоянием всего человечества.
Аргу-Талас был второй столицей древнего государства (первой столицей являлся Суяб). В стране Аргу находились четыре манихейских храма – в Чигиль-балыке, Кашу, Орду-кенте и Йигян-кенте. Со своей обширной Таласской долиной этот город сыграл уникальную роль в культуре и истории средневекового Казахстана. Сегодня он известен как Тараз – так его назвали арабы (принесшие в Казахстан ислам), усматривая в нем весы, соединяющие и уравновешивающие разные стороны культурного многообразия его жителей и гостей. Сведения об Аргу-Таласе первыми письменно зафиксировали китайцы, упоминая его под названием Да-ло-сы. В советское время город носил имя Ауелие-Ата – «Святой отец», а затем и имя действительно великого старца и акына Жамбыла Жабаева.
Самые первые упоминания об Аргу-Таласе были обнаружены в тюрко-манихейской «Священной книге двух основ». Фрагменты этой «Книги» стали находкой экспедиции Альберта фон Лекока в 1907 году в селении Караходжо (Турфанский оазис, СУАР, КНР). В колофоне (этим многозначным термином называют информацию на старинных китайских свитках, персидских миниатюрах и древних стенных росписях, но в данном случае – это краткое объяснение к религиозному тексту «Священной книги двух основ») говорилось, что «Книга» была написана в Аргу-Таласе для того, «чтобы пробудить веру в стране десяти стрел». Таким необычным и даже несколько поэтичным названием именовалась область с манихейскими обителями в Западнотюркском каганате. «Священная книга двух основ» была посвящена одному из правителей Аргу-Таласа из рода чигиль-арсланов по имени Иль-тиргюг, алп-бургучан, алп-тархан.
Следующее письменное упоминание об Аргу-Таласе мы находим в XI веке у знаменитого древнего летописца Махмуда Кашгари в его «Словаре тюркских наречий». Здесь впервые говорится, что Аргу-Таласом (также Аргу-Талас улуш) называлась страна, существование которой относится ко времени походов в Среднюю Азию легендарного Зу-л-Карнейна – Александра Македонского, а это IV век до нашей эры! Махмуд Кашгари расположил Аргу-Талас «от Баласагуна (современного селения Буран в Шуйской долине) до Испиджаба (современное селение Сайрам недалеко от Шымкента)» или «от Баласагуна до Тараза», и жители этой страны говорили по-тюркски и по-согдийски.
В 1957 году в Джамбуле во время строительных работ в районе так называемого «Мучного рынка» советский археолог Таисия Николаевна Сенигова вскрыла участки культурных слоев средневекового Таласа. Среди находок были обнаружены изящно изготовленные предметы, связанные с религиозными верованиями того времени, а именно с зороастризмом и манихейством. Находки эти представлены крышками оссуариев (различные сосуды, в том числе и для хранения сожженных костей, зафиксированные в Иране в зороастрийских храмах), хумами (глиняные кувшины больших размеров с изображениями львов с луной и солнцем), обломками жертвенных столиков (дастарханов) с богатыми растительными узорами, медальоном с изображением женщины, на шее у которой ожерелье из отдельных круглых бус, в нижней части скрепленные миниатюрным кулоном в форме лунного серпа и другими предметами.
Известный казахстанский ученый Юрий Алексеевич Зуев относил Аргу-Талас к центру тюркского манихейства. Это учение пророка Мани появилось в III веке в самой синкретической в религиозном отношении области Сасанидского Ирана – Месопотамии. Эту религию называют миссионерской, и не случайно, ведь она получила широкое распространение у многих народов. Манихейство ориентировано на местные верования, и конечно, среди тюркских городов и кочевий приобрела тюркские черты. Вместе с тем манихейство относится к одним из сложных явлений религиозной мысли, это гностическое дуалистическое учение, которое, основываясь на принципе универсальности своей доктрины, отразило в себе мифоэпические сюжеты и образы многих локальных религий того окружения, где получило распространение.
Французский ученый Анри-Шарль Пюэш говорил о манихействе как о «религии книги», создавшей не только семь известных науке книг своего учения, но и целую библиотеку манихейской литературы. Эта литература переводилась в различные века в разных странах, начиная от Ирана, Египта и Римской империи до Центральной Азии и Китая. Как говорил сам Мани: «Вера моя ясной бывает в каждой стране и на любом языке и распространяется в далекие страны». Великий арабский ученый Абу Рехан Бируни объездил многие страны Востока, чтобы найти манихейскую «Книгу тайн». Нашел он ее или нет, история умалчивает, однако о манихействе он писал: «У Мани остались последователи, рассеянные в различных местностях, [вероучение] которых возводят к нему. В странах ислама нет почти ни одного места, где бы они были сосредоточены; существует только община в Самарканде. Что же касается всемусульманского [м