Метод снежного кома (snowball sampling)
При использовании этого метода первая порция респондентов, как правило, отыскивается случайным образом. После окончания каждого интервью респондента просят назвать других представителей исследуемой совокупности. Каждую следующую порцию респондентов составляют те, кого указали предыдущие респонденты. В результате возникновения «эффекта снежного кома» выборка быстро растет. Надо отметить, что, хотя первая порция респондентов отбирается случайным образом, полученные таким способом выборки не репрезентативны. Смещение происходит оттого, что лица, которых указывает респондент, по своим социально-демографическим характеристикам более схожи с ним, чем это было бы при случайном отборе. Поэтому данный метод используется лишь по необходимости: когда нужно опросить представителей редко встречающейся группы людей и когда есть основание полагать, что многие из представителей этой группы знакомы с другими ее представителями. В частности, в промышленных исследованиях именно так отыскиваются пары «продавец-покупатель». Приведем другой пример использования этого метода.
Пример. Поиск опытных интервьюеров методом снежного кома
Стояла задача изучить демографический профиль людей, работающих интервьюерами в штате Огайо. Для этого в газете было дано объявление, в котором опытных интервьюеров, работавших в области маркетинговых исследований, просили ответить на 25 вопросов о своей работе и прислать ответы автору. Число респондентов было многократно увеличено методом снежного кома: каждого интервьюера просили указать имена и адреса своих коллег. В результате лишь 27% интервью пришли по почте благодаря объявлению в газете, а остальные — благодаря рекомендациям.
В приведенном примере на первой стадии случайный отбор не использовался. Процедура более эффективна, когда она начинается со случайного отбора.